Компания AmwayAmway - крупнейшая в мире компания прямых продаж. Основана в 1959
году и с тех пор занималась производством и продажей косметики, бытовой
химии и других потребительских товаров. В 2000 году владельцы изменили
структуру своего бизнеса, создав холдинговую компанию Alticor, в
которую теперь входит Amway. В холдинге Alticor компания Amway отвечает
теперь за дистрибуцию и продажу конечным покупателям более чем 450
наименований потребительских продуктов, включая мыло и шампуни,
косметические средства, стиральные порошки, витамины, фильтры для воды,
посуду и др. Amway продает продукцию во всем мире через глобальную сеть
из более чем 3,6 млн независимых торговых представителей (Независимых
предпринимателей Amway). Кроме Amway, в холдинг Alticor входят компании
Access Business Group (разработка и производство продукции) и Quixtar
(торговля через Интернет в США).
По данным американского журнала Forbes, в 2004 году оборот Alticor
составил 6,4 млрд долларов. Alticor заняла по объему продаж 25 место
среди крупнейших частных компаний США. В 50-х годах прошлого столетия двое молодых энергичных американцев,
Рич де Вос и Джей Ван Эндел, зарабатывали себе на жизнь, продавая
витамины и пищевые добавки. Они были независимыми коммивояжерами,
дистрибьюторами компании Nutrilite, крупного производителя витаминов.
Nutrilite продавала свои витамины способом прямых продаж.
Компания не поставляла свои витамины в магазины. Их продавали тысячи
дистрибьюторов, в том числе и де Вос с Ван Энделом, будущие основатели
Amway.
Дела у молодых коммивояжеров шли неплохо, однако, как им казалось,
система продаж Nutrilite построена не совсем удобно. Дело в том, что
любой покупатель мог приобрести витамины не только у распространителей,
но и в самой компании – а это, естественно, лишало дистрибьюторов части
заработка. Кроме того, каждый дистрибьютор никак не мог заработать
больше определенной суммы: ведь количество покупателей, которых он
может обслужить, ограничено. Не была эта система выгодна и самой
компании Nutrilite – ведь если покупатель может уйти от дистрибьютора и
начать покупать продукцию у самой компании, дистрибьюторам становится
не так выгодно работать с компанией, что в конечном итоге ведет к
снижению ее продаж.
Рич и Джей задумались, как изменить систему продаж, чтобы это было
выгодно и компании-производителю, и дистрибьюторам. Поэтому сначала
появилась не сама компания Amway, а новая система торговли.
Будущие основатели Amway разработали схему, при которой потребитель
мог бы купить продукцию только у дистрибьюторов, а не у самой компании.
При этом каждый дистрибьютор получал право обучать бизнесу новых
дистрибьюторов и получать процент от их продаж. Только после этого Рич
де Вос и Джей Ван Эндел создали свою компанию, назвав ее Amway – от
слов American way, «американский путь». В качестве товара, который
Amway должна была бы продавать через разработанную предпринимателями
сеть продаж, были выбраны моющие средства для дома – ведь эта продукция
нужна каждой семье, и к тому же заканчивается, значит, можно продавать
ее каждому потребителю снова и снова.
Amway была создана в 1959 году. Сеть дистрибьюторов компании (сейчас
их называют IBO, Independent Business Owners, «Независимые владельцы
бизнеса», а в России и на Украине – Независимые предприниматели Amway)
быстро распространилась по всем Соединенным Штатам, а затем и по всему
миру. Постепенно Amway добавляла к своему ассортименту предметы
гигиены, косметику, витамины, парфюмерию, посуду и множество других
товаров для каждой семьи. Сейчас Amway – старейшая и крупнейшая
компания прямых продаж в мире.
|